kinocomics (kinocomics) wrote,
kinocomics
kinocomics

Category:

статья про комиксы в журнале "Кинодело"

Написал статью про комиксы в журнал "Кинодело". Это был специальный номер, который был выпущен к Кинотавру.




В Америке это комиксы, во Франции - рисованные истории, в Японии – манга. В России же этот жанр до недавнего времени был довольно далеким и малопонятным. Хотя с экранизированными комиксами зарубежного производства мы хорошо знакомы. «Халк», «Маска», «Город грехов», «Люди Икс», «Человек-паук», «Призрачный гонщик», «300 спартанцев» - идут у нас в кинотеатрах с приличным бокс-офисом. А вот читать сами комиксы, мы не особо любим. Хочу заметить, что комиксы во всем мире действительно читают. Сам же комикс родился в результате борьбы двух гигантов газетного бизнеса: венгерского иммигранта Дж. Пулицера и выходца из Калифорнии У.-Р. Херста. Борьба за читателей требовала использования новой полиграфической техники, введения цвета на газетной полосе. Желтый цвет по многим характеристикам оказался наиболее технологичным. Впервые он был использован в комиксе Ричарда Аутколда «Желтый паренек». Кстати, именно, отсюда пошел термин «желтая пресса». Вот уже более 100 лет весь мир зачитывается комиксами. Россия же этот юбилей пропустила. А какая история комиксов в России?

На мой взгляд, истории комиксов в России не существует. Хотя если ее поискать, то можно найти в русском народном искусстве, а именно в лубочной вязи и даже в православных иконах. Некоторые русские иконы строились именно по принципу комиксов – в центре размещался персонаж, а на заднем плане в маленьких квадратиках как в киношной раскадровке рассказывалась история и раскрывалась вся драматургия. Так же комиксы можно встретить и в царских газетах как карикатурные политические истории. После смены власти новый строй взял на вооружение графику, и вся социалистическая пропаганда начала строится на графическом комиксовом стиле. Хотя Советская власть была против вредоносного влияния загнивающего Запада в самом «гниющем» ее проявлении, а именно комиксовой болезни. Но охотно использовала стиль, принципы и элементы комиксов в пропаганде. Рекламные щиты того времени были преимущественно одноцветные бело-красные, либо двухцветные – черно-бело-красные, изредка их делали в полном цвете. Возьмем, к примеру, знаменитый плакат 20-х годов «Ты записался добровольцем». Плакат решен в лаконичной двухцветной стилистике. Если знаменитые слова красноармейца поместить в баллоны (речь персонажа, помещенная в круг), то получится вполне современный графический комиксовый постер. А корифеями жанра можно смело считать команду Кукриниксов.
В сентябре 1956 года в Советском Союзе появился журнал «Веселые картинки». Мало кто знает, как дословно будет звучать перевод с японского на русский слово манга. Да, именно, веселые картинки. Первые выпуски журнала строились по принципу комиксов. Автор идеи, карикатурист «Крокодила» Иван Семенов не скрывал, что взял за основу американские и японские комиксы, но наполнил их новым содержанием. Для детей творили участники так называемой «бульдозерной выставки» Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и андеграундные в то время художники нон-конформисты. Тексты писали Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков. Страницу историй про веселых человечков – Карандаша. Буратино, Незнайку и Самоделкина делили на шесть кадров, по кадрам строили истории, но вот тексы в баллонах писать не разрешали, и приходилось их подписывать внизу под картинками. По сей день «Веселые картинки» успешно издаются и распространяются на территории России.
Но все вышеперечисленное не говорит о том, что у нас в России существует история комиксов. Это доказывает лишь то, что комикс сам по себе – сильнейшая технология и универсальное средство донесения информации в массы, которую можно поставить в один ряд с такими мульмедийными носителями, как кино, телевидение, СМИ. Кстати, во Франции комикс считается девятым искусством, как раз после телевидения. А ученые после долгих дебатов доказали, что комиксы не вредные и не отучат читать художественные произведения, а наоборот принесут только пользу. Они избавляют от зашоренности и наделяют человека сознанием Цезаря. Поэтому технологии и отдельные элементы использовались в нашей стране, несмотря на железный занавес. А вот если бы комиксы впустили в Советский Союз, то наша бы страна имела самый большой рынок комиксов в мире и доходы в казну государства могли бы сравниться с доходами от нефтяной промышленности. Статистика французского рынка комикса говорит о том, что при населении страны в 60 миллионов жителей в 2006 году было издано 4 130 альбомов, тиражом 40 миллионов 500 тысяч экземпляров. При развитом рынке в России эту статистику можно смело увеличить в 10-15 раз.
Повторюсь. Я считаю, что истории комиксов в России не существует. Ее отчет можно будет считать, когда появятся наши российские оригинальные и интересные произведения в комиксах, к примеру, как «Человек-Паук», компании Маrvel. «Человек-Паук» в буквальном смысле оплел своей паутиной весь мир. Несмотря на то, что Европа не охотно пускает американские комиксы на свой рынок, все же в 70-х годах компания Маrvel открыла свое представительство и в скором времени «Человек-Паук» стал бестселером в Европе. В Японии этот комикс так же очень популярен и перерисовывается местными художниками на их собственный лад в манго. Даже в Индии, в которой с комиксами обстоят дела еще хуже, чем в России, и там Человека-Паука считают модным персонажем и в магазинах можно встретить про него серии книжек. В России его можно так же легко купить в киосках с печатной продукцией в тоненьких журнальчиках, производит его компания LTD Comics.
В чем уникальность этого проекта? В 1962 году вышел первый комикс «Человек-Паук». Главный герой, которого зовут Питер Паркер был 17-ти летним аспирантом и должен был стать учителем. Аудитория, на которую был рассчитан комикс – достаточно взрослая. В скором времени запустили новую серию, где Питер Паркер омолодился, он уже учится в школе, ему 12 лет и он обладает всеми своими выдающимися способностями Человека-Паука. Тогда только комикс «Человек-Паук», на мой взгляд, стал гениальным произведением. Читатели вырастали вместе со своим любимым героем. На своем пути Человек-Паук сталкивается с теми же проблемами, что и обычные дети. Человек-Паук помогает читателям быть сильнее. Он становится своеобразным путеводителем. Его прелесть состоит в том, что он учит нравственности и правильным поступкам в самый трудный период для ребенка - в переходном возрасте. Комикс «Человек-Паук» перерисовывают в третий раз теперь для нового поколения в новом художественном стиле. По моим подсчетам его закончат рисовать через 5-6 лет, и серию запустят вновь и опять все поменяется в соответствии с новыми запросами времени. История останется прежней, поменяется интерьер, машины, нравы и взгляды. Но, к большому сожалению, компания Columbia Pictures, на мой взгляд, комикс «Человек-Паук» - это выдающееся произведение испортили. Как мне сказал при личной встрече редактор, сценарист, художник компании Marvel Ларри Хама (он же выдумал и разработал всем легендарного героя «Людей Икс» Россомаху ), что вся творческая группа компании Marvel, схватили себя за голову, когда им принесли почитать утвержденный киносценарий переделанного комикса. Весь смысл был перековеркан. Самая главная проблема состояла в том, что непонятно для какой целевой аудитории он был сделан. Ведь комикс уже полюбили дети. А кино решили сделать для тех кто уже школу закончил, сделав Паука сразу юношей - аспирантом, влюбленным в Мэри-Джейн. Вся гениальная драматургия была выкинута и вместо нее появилась новая. Скажите, где вы видели супергероя, у которого существуют проблемы с женщинами? В таком случае он не супергерой. В комиксе Человек-Паук решает глобальные проблемы – борется с суперзлодеями, защищает чистоту и доброту. С женщинами у него все в порядке. Для информации – Паркера девственности лишила Девочка - Черная Кошка. И вообще поклонниц у него хватает. Ведь он супергерой на 100%. А в кино вся драматургия строится вокруг вожделеющего, неуверенного в себе, непонятно к чему стремящегося и страдающего по Мэри-Джейн Питера Паркера. И вторая ошибка киношников в том, что они решили разбить вселенную Мarvel на отдельные миры. В комиксе все супергерои живут в одном мире, общаются, помогают друг другу и борются вместе со злом. К примеру, Великолепная Четверка зачастую спасает Человека-Паука из безвыходных ситуаций, а одноклассница Питера Паркера оказывается мутанткой, и ей пришлось переселиться в школу для Людей Икс. А Человек-Паук принимают в знаменитую Команду Мстителей. Плечом к плечу он с Россомахой и Капитаном Америка спасает Нью-Йорк от суперзлодеев. Но все равно Питер Паркер настолько сильный носитель идеи и сам комикс «Человек-Паук» настолько цельный, что даже исковерканный киноверсией, он все равно остается крутым персонажем. А масштабные спецэффекты и головокружительный экшн делают фильм успешым. Зато теперь у меня новая мечта – экранизировать через 10 лет «Человека-Паука» буквально по комиксу. Тогда этот проект начнет по-настоящему работать для всех.
Есть так же европейские проекты, которые вызывают интерес во всем мире. Возьмем, к примеру «Приключения Тинтина». Тинтин – пронырливый репортер, который путешествует по миру со своей собакой Снови, попадая в разные опасные и комические происшествия. Права на этот комикс принадлежат издательствам «Lombard» и «Casterman». Это два самых крупных производителей комиксов в Бельгии. Сначала Тинтин появился на страницах еженедельного журнала в издательстве «Lombard». А позже «Casterman» стал выпускать альбомы с приключениями героя. В Европе комикс про Тинтина издается миллионными тиражами. Пронырливый журналист проник в Японию и Америку и полюбился читателям на всех континентах. И созрел для экранизации. Джеймс Кемерон совместно со студией DreamWorks собирается сделать экранизацию комикса про Тинтина. Фильм будет компьютерно-игровой с использованием 3D-технологии, разработанной Джеймсом Кэмероном. Премьера ориентирована на 2009 год.
В мире много проектов такого уровня достойных восхищения и экранизации. В России же по-прежнему пока ни одного. Большую роль для развития комиксов в России сыграл конкурс молодых художников «КомМиссия». Он появился в 2002 году и проходит ежегодно каждую весну. По его условиям художникам нужно нарисовать всего лишь 4 полосы в комиксах. Это открыло двери для развития талантов русским комиксистам. Появившийся дух соперничества создал причину и побудил рост комиксового мастерства. На сегодняшний день я знаю около 50-ти высокопрофессиональных художников. Хотя я думаю, что если поискать по всей России, то где-нибудь обязательно найдется пока еще никому неизвестный фанат комиксов, высокоуровневый мастер этого жанра, который в свободное время рисует комиксы и оттачивает мастерство. А зарабатывает себе на хлеб, как все остальные комиксисты в России, рисуя иллюстрации для книг, раскадровку для кино и компьютерные игры. Возьмем, к примеру, художника известного всем как автора «Смешариков». Это Салават Шайхинуров. Любовь к комиксам привела его в 90-х годах в Бельгию в академию Сан-Люк, где он обучался ранней франко-бельгийской школе рисования. Вдохновленный творчеством Марии Семеновой он начал работу в 1995 году над адаптацией «Волкодава» в комиксе. Сегодня его проект подходит к завершению. Все права на этот комикс принадлежат издательству «Азбука». Комикс «Волкодав» рисуется по произведению Марии Семеновой и не имеет никакого отношения к одноименному фильму. Фильм вы все видели. Без комментариев. А вот комикс у меня лично вызывает большое любопытство. Я думаю, у него может сложиться нормальная судьба. Самое главное – это русский оригинальный проект. Вообще в мире это не первая попытка перевести литературное произведение в комикс. Самой удачной литературной адаптацией можно считать Тарзана (время его возникновения — 1929 г., когда был переложен на язык нового искусства цикл романов Э.-Р. Берроуза о Тарзане, а в Великобритании хитом сезона в наши дни считаются произведения Шекспира изложенные в черно-белом манга). Для издательства «Азбука» комикс «Волкодав» первый экспериментальный проект. Лично мне очень импонирует издательство «Азбука», которое создало уже оригинальный русский комикс. Вообще крупные издательства, такие как «Эксмо», «Росмен» и «АСТ» сейчас проявляют интерес к комиксам. Но по большей мере он построен на закупке лицензионных комиксов за границей. Хотя и издателей понять тоже можно. Гораздо выгодней купить по 5 долларов за страничку хитового комикса, чем платить нашим художникам по 300-400 долларов за полосу. Да и сам процесс создания комикса очень трудоемкий. Хороший, качественный комикс профессиональный художник рисует одну полосу в неделю. Хотя можно как в Америке– собрать команду из 4-5 художников и рисовать 5 полос в неделю, тогда сократится сроки изготовления, но увеличится цена. В общем, хлопотно это. Думаю, при малейшем появлении рынка комиксов в России наши крупные издательства скупят зарубежные комиксы и заполонят ими страну. Может, это и хорошо, будет развиваться интерес к комиксам. Вообще, нужно не забывать, что они все-таки литературные издательства и на сегодняшний день любому из них выгодней адаптировать Гарри Поттера, закладывать сверху большие проценты и продавать его многомиллионными тиражами. Бизнес есть бизнес. Заработать в России на комиксах пока что, не так-то просто. Да и жанр мало знаком. И вообще нужно разбираться в комиксах. Но самое главное нужно придумать оригинальный и интересный сценарий для комикса. И все равно лучше развивать внутренний наш рынок, чем становится пространством для реализации зарубежной продукции. Хочу рассказать об одном из первых специализированном издательстве комиксов «Нитусов». Всем запомнился этот одинокий рыцарь в битве за рынок комиксов Евгений Нитусов. Его издательство нарисовало 8 книжек. В свет вышло пока только три для детей – фантастический «Сайт-о-Полис», про добрых лесных человечков «Лешики», историческо-мистическое фентези «Тайна белой Волчицы». Евгений Нитусов не сдается. Сейчас работает над серией мультфильмов для детей по своим комикам. Можно сказать, что он один из первых, кто начал строить фундамент для развития внутреннего рынка комиксов. Евгений Нитусов сейчас не одинок. Появилась компания «КиноКомикс». Новизна компании «КиноКомикс» состоит в том, что она занимается и комиксами и кино. Цель компании создать коллекцию оригинальных и интересных комиксов. Как детской, так и взрослой направленности. Я расскажу об одном проекте – комиксе «Джива». Концепция комикса в том, что смерти не существует. Жанр комикса – городское фэнтези. Вся история будет рассказана в пяти книгах европейского формата. Это 46 страниц размером А4.спецалны «Джива» рисуется по оригинальному сценарию в американском стиле. Это наиболее зрелищный стиль для восприятия в России. Хотя в Европе американский стиль не особенно популярен (они опускают американцев, чтобы сохранить свой внутренний рынок), тем не менее несколько крупных издательств готовы купить «Дживу» в незаконченном виде. Их привлекает содержание. Тема бессмертной души очень популярна сегодня за рубежом. Проект был презентован так же и в Америке и в Японии и вызвал огромный интерес. А еще комикс «Джива» - это красивая история любви. К концу лета будет готова первая книга. К концу года она начнет продаваться в Европе, Америке и Японии. В России этот комикс будет продаваться после экранизации. «Джива» - это будет первая настоящая экранизация русского комикса.
Если проследить, как проявлялся интерес к комиксам в разных странах, то можно проследить одну схему. К комиксам интерес появлялся, после какой либо интересной серии, которая заставляла обратить на себя внимание читателя, хотя бы ради любопытства. Именно через такой проект люди обучаются читать комиксы. Как правило, такого рода проекты были либо в ежедневных газетах, либо в еженедельных журналах. Предполагаю, что у нас в России достаточно будет появиться хотя бы одной интересной и оригинальной книжки с комиксами, которую захочет прочитать вся наша страна хотя бы один раз. Считаю, что у российской аудитории сознание к комиксам и умение их читать привьется без особых усилий. Не забывайте, что наша страна самая читающая страна в мире. Россия форева.
Subscribe

  • полмиллиона долларов

    хочу вот чем поделится. чтобы не было мучительно больно расставаться с мечтой о пол лимоне не поддвайтесь на провокацию, когда придет следующее…

  • проявление шивы

    На минувших выходных мы таки выбрались за город. День был солнечный. Компания была нешуточная. Три часа пути прошли незаметно. И вот мы оказались в…

  • герои

    Я не знаю по каким причинам у людей занимающихся комиксами его примитивное понимание или Расчлененка. Как ее понимать. например, Хихус считает что в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments